Часто бывает, что чем сложнее и мощнее прибор, тем тяжелее до конца разобраться в его возможностях, потому что часто пользователи просто боятся подойти к нему. Возьмем Finalizer Plus фирмы t.c.electronic разносторонний и гибкий процессор, весьма уважаемый во многих мастеринг-студиях, но требующий немало времени для профессионального освоения. В то же время это настолько мощный прибор, что упрощенный вариант, будучи к тому же значительно дешевле, имеет все шансы завоевать более широкий рынок.
Итак, Finalizer Express. Удалив ряд параметров, автоматизировав другие, скомбинировав третьи одним словом, многое упростив, t.c.electronic создала прибор, по виду очень похожий на «старшего брата», но содержащий все его основные элементы в гораздо более удобной и понятной форме.
В оригинальном Finalizer есть множество алгоритмов обработки, включая 5-полосный эквалайзер и настройку стереокартины. Но основная мощь, благодаря которой можно значительно увеличить субъективную громкость фонограммы, скрыта в многополосной динамической обработке. Благодаря наличию независимых компрессора, лимитера, экспандера и гейта, работающих в трех частотных полосах, при компрессии и лимитировании большой пик, например, в басах, не заставит сигнал «крякнуть». Компрессия вокала на средних частотах не даст искажений тарелкам, а те же тарелки могут звенеть от души, не вызывая «пыхтения» басов.
Эта стержневая концепция лежит в основе Finalizer Express. Большинство других примочек исчезло, но 3-полосный компрессор/лимитер остался, а работать с ним стал значительно проще.
Во-первых, точки пересечения (crossover) между частотными полосами стали фиксированными. В Finalizer их можно было регулировать (впрочем, мне интересно было бы узнать, сколько пользователей действительно их настраивали).
Дальнейшая настройка производится с помощью трех кнопок Emphasis, каждая из которых заметно увеличивает компрессию на соответствующей полосе, а также обеспечивает автоматическую подстройку чувствительности для достижения максимального среднего уровня громкости. То же относится и к трем лимитерам.
Очень удобно управлять взаимодействием компрессоров и лимитеров. Три вращающихся рукоятки определяют, насколько компрессия на каждой полосе влияет на последующее лимитирование, во всем диапазоне или внутри конкретной полосы. Таким же образом контролируется процесс влияния динамической обработки на спектр звучания. В сочетании с остальными функциями образуется чрезвычайно мощная система с удобным и интуитивным управлением, дающая минимум побочных эффектов.
Стоит упомянуть еще и нормалайзер (Normalizer), алгоритм автоматической настройки чувствительности, удерживающий общий уровень сигнала как можно ближе к максимуму, чтобы ни случилось. Дополнительно к основным лимитерам предусмотрены два ограничителя (soft clipper) с зависящими от уровня входного сигнала параметрами, индикаторами и отдельными кнопками включения.
Чудо-прибор! Великолепное сочетание удобства и простоты полностью отвечает слову «Express».