Transient Designer фирмы SPL

Фирма SPL никогда не заставляла скучать. В ее каталоге сложно отыскать полностью «нормальный» прибор, а половина из них вообще ни на что не похожи. Так что неудивительно, что после «улучшайзеров», о которых в прошлом не раз писал Шоу-мастер (привести названия), на свет появился Transient Designer, динамический процессор с уникальными целями и методами обработки сигнала.

Если быть точным, в этом замечательном приборе четыре динамических процессора; его эксплутационная простота позволила уместить их в рэковый корпус высотой 1U. Это не один из «волшебных цифровых ящичков» SPL, а просто аналоговый процессор, предназначенный для выполнения одной из стандартных задач компрессора с минимумом побочных эффектов. Его цель изменять огибающую (envelope) звука, не более и не менее.

Компрессор часто используют для изменения фронтальной части звука, усиливая или ослабляя его атаку. Кроме того, это удобный способ управления сустейном. У Transient Designer на каждом канале лишь две вращающихся ручки, так и помеченные: Attack и Sustain. Больше этот прибор ничего не делает никакого контроля общего уровня, никакого лимитирования но эти две функции он выполняет бесподобно и очень убедительно.

Выглядит он очень просто. На задней панели четыре входа/выхода с XLR-разъемами, на передней вращающиеся ручки Attack и Sustain, переключатели bypass и объединения в стереопары. Вот и все. Но за всем этим стоит четыре генератора огибающей, по одному на канал, позволяющими регулировать (в децибелах) атаку и сустейн входных сигналов. Весь секрет в повторителе огибающей (envelope follower), который в сочетании с программно-зависимым генератором огибающей управляет усилителем VCA (voltage-controlled amplifier усилитель, управляемый напряжением).

Стадия атаки первоначального звука повторяется, но также генерируется вторая огибающая со значительно замедленным временем атаки. Трюк в том, чтобы «лавировать» между двумя огибающими, что эффективно поднимает или снижает уровень атаки выходного сигнала.

Схема Sustain делает то же самое с другой стороны. Снова генерируется огибающая, длиннее и больше по амплитуде, чем первоначальная, с формой, зависящей от пикового уровня входного сигнала. Она прибавляется или вычитается из первоначальной огибающей для поднятия или снижения уровня сустейн-части сигнала. Скажете, это все равно, что стрелять из пушки по воробьям? Но получающиеся эффекты и простота, с которой их можно отстраивать, просто бесценны.

Результаты налицо. Первым «кандидатом на лечение» стали барабаны. И скажу, что такого контроля над атакой бочки или томов сложно достичь на обычных компрессорах. Прибавляемую величину можно точно регулировать. Прибор может прибавлять атаке лишних 15 дБ, что для барабанных звуков даже с запасом. Обычно в таких случаях применяют компенсацию чувствительности.

Этого следовало ожидать, но результаты работы с другими инструментами порадовали меня не меньше. Серьезной проверке в первую очередь подверглось фортепиано, и тут Transient Designer был на высоте. Сухому голому фортепианному звуку можно придать жесткости или полностью пригладить одним словом, «скроить» любой динамический «костюм».

Но самый большой сюрприз преподнесла бас-гитара, чей звук озадачивает многие компрессоры. Здесь Transient Designer в очередной раз доказал свою мощь. Из голого басового звука оказалось очень просто создать целый ряд эффектов без какой-либо дополнительной обработки. Атаку можно прибавлять или убавлять без малейших следов искажений; для более спокойного музыкального материала при полной естественности звучания можно было сделать сустейн длинным и гладким, насколько нужно. Конечно, источник с большим количеством собственных шумов при экстремальных значениях параметров будет несколько «пыхтеть», но на чистом оригинале какие-либо побочные эффекты незаметны.

Нет сомнения, что этот мощный прибор займет достойное место в ряду динамических процессоров, приобретя своих поклонников. Попробуйте поработать с одним и вам захочется иметь второй!

Добавить комментарий