Многие технологические новшества, за внедрение которых в жизнь борются ведущие производители звукового оборудования тема жарких споров в профессиональной среде. В частности, таковыми являются 24-битовые устройсва аналого-цифрового преобразования с частотой дискретизации 96 кГц. Предмет дискуссии целесообразность их использования в условиях преобладания на носителей, рассчитанных на стандарт 16 бит/44,1 кГц.
Принципиально новые технологии внедряются в практику достаточно медленно. Профессионалы, и не только российские, отличаются известным консерватизмом: зачем покупать новое, преимущества которого лишь декларированы производителем и еще не подтверждены многолетней практикой? Прежде чем писать статью, я провел мини-опрос среди коллег-звукорежиссеров и инженеров лабораторий мастеринга, с просьбой оценить преимущества цифрового стандарта, которому суждено в недалеком будущем занять главенствующие позиции.
Как известно, на сегодняшний день выбор цифровых устройств, работающий в формате 24/96 (так для краткости его называют), достаточно широк это процессоры обработки сигнала, устройства записи, цифровые рабочие станции. Тем не менее, результаты моего опроса, кстати, мало отличающиеся от опубликованных в зарубежных специализированных журналах, показали, что профессионалы не только не попробовали новое звучание «на вкус», но не спешат даже интересоваться проблемой, разыскивать информацию, достаточную для принятия решений «за» или «против». Однако изменения, происходящие сегодня в мире, и в том числе, в технологии шоу-бизнеса, настолько масштабны и стремительны, что в результате неторопливости студия звукозаписи или лаборатория мастеринга, еще недавно причисленные к лидерам, рискуют оказаться отстающими. И наоборот, пользователь, сумевший правильно оценить тенденции развития бизнеса и грамотно распорядиться имеющимися средствами, (так сказать, «сыграть на опережение»), будет иметь существенную фору перед конкурентами.
Основной аргумент окончательное утверждение в апреле с.г. спецификации формата DVD-Audio. Новый носитель, гораздо более мощный и, соответственно, требующий более современного оборудования для дискретизации аналогового звукового сигнала, стал реальностью звуковой индустрии, по крайне мере, на Западе. Ведущие фирмы объявили о выпуске первых альбомов, видео-фильмов и мультимедиа-приложений, выполненных в стандарте 24/96. Производители бытовой аппаратуры тоже не остались в долгу: первые миллионы экземпляров DVD-проигрывателей уже проданы, ожидается значительный рост спроса на них как в Америке и Японии, так и в Европе.
В 80% американских студий звукозаписи и лабораторий мастеринга используются устройства компании Apogee Electronics. Они фактически являются индустриальным стандартом. Такая популярность объясняется просто: аналоговый сигнал преобразовывается в цифровой с каллиграфической точностью, его звучание абсолютно не приукрашивается. В связи с этим, позвольте более подробно остановиться на аналого-цифровом преобразователе Rosetta стоимостью около 2000 долларов США. Я выбрал его в качестве примера не случайно: оборудование более низкой ценовой категории, скорее всего, по чисто технологическим причинам не сможет в полной мере соответствовать возлагаемым ожиданиям, а более дорогое немногим по карману.
Rоsetta представляет собой первое устройство в новой серии Solution Series, ориентированной на студии звукозаписи класса Project. Впервые компания Apogee Electronics применила в названии своего прибора имя собственное. В XVIII столетии войска Наполеона, завоевавшие Египет, среди других трофеев захватили магический камень, названный французами Rosetta, и давший ученым ключ к переводу древнеегипетских иероглифов на языки Европы. «…Подобно магическому камню, аналого-цифровой преобразователь Rosetta способен переводить аналоговый сигнал сразу в несколько различных цифровых форматов» так написано в буклете. Конечно, это рекламный трюк, но лично мне больше импонирует «человеческое имя», а не сухие цифры номенклатуры.
В стандартной конфигурации Rоsetta осуществляет 2-канальное 24-битовое аналого- цифровое преобразование с частотой дискретизации 44.1 и 48 кГц. Версия «Rоsetta 96К» рассчитана на преобразование сигнала с частотами 44.1, 48, 88,2 и 96 кГц. Кстати, стандартная версия может быть расширена до «Rоsetta 96».
Аналоговые входы устройства (разъемы XLR) позволяют подключать как профессиональные, так и бытовые источники аналогового сигнала симметричного и несимметричного. Уникальный алгоритм лимитирования SoftLimit(tm) предотвращает возникновение перегрузки. Многообразие цифровых выходов позволяет вписать новое устройство практически в любую звуковую систему: предусмотрнеы коаксиальный SPDIF, оптический ADAT/SPDIF и многоконтактный TDIF. Кроме того, имеются целых два выхода AES/EBU. При работе со стандартными частотами преобразования (до 48 кГц) они дублируют друг друга, что позволяет подключать одновременно два стереофонических мастер-устройства. А если частота дискретизации выходного сигнала превышает 48 кГц, оба выхода используются для передачи стереосигнала «повышенной» плотности.
В процессе преобразования может быть применен алгоритм UV22HR, версия знаменитого UV22 с более высоким разрешением. Напомню, что преимущества 24- битовой дискретизации с последующим уменьшением длины цифрового слова до 20 или 16 бит по достоинству оценены профессионалами. Алгоритм UV22HR, применяющийся для цифрового сигнала с частотой дискретизации 96 кГц это уникальный, прямо таки незаменимый инструмент для CD/DVD-мастеринга, обеспечивающий превосходное качество звучания и не требующий последующего декодирования. Кстати, этот алгоритм использован при премастеринге практически всех коммерческих компакт-дисков, выпущенных в США за последние полгода.
Функциональные кнопки, расположенные на стильно оформленной передней панели, позволяют быстро отстроить необходимые режимы работы. Предусмотрены многосегментные индикаторы уровня и перегрузки, режим работы которых имитирует инерционность аналоговых индикаторов. На задней панели расположен 10- позиционный переключатель типа DIP, позволяющий выбрать предпочтительные режимы работы, в частности, полярность входных разъемов.
Следует отметить, что новые пользовательские форматы не появляются «сами по себе»: этому предшествуют многолетние исследования (и бесчисленные взаимные согласования), проводимые фирмами-производителями профессиональной звуковой техники. Поэтому многие из них те, кто занимает ведущие позиции в своей области как бы авансом запускают в производство устройства, широкое распространения которых дело будущего. Повторюсь: совсем недалекого будущего. И первое устройство Solution Series компании Apogee Electronics аналого-цифровой преобразователь Rоsetta как раз такой случай.