М3000 первый прибор, воплотивший все достижения VSS-технологии, открывшей совершенно новые аспекты реверберации.
Вы случайно не один из тех фанатов-звукооператоров, которые любое помещение оценивают в первую очередь с точки зрения акустики? Лично я именно такой. Дайте мне заброшенный склад, своды арочного моста или туннель тут я в своей стихии: стою, хлопаю в ладоши, прислушиваюсь, приводя в недоумение случайных прохожих. Что уж тут говорить о концертных залах: где бы я ни работал, никогда не жалею времени на то, чтобы прочувствовать пространство пустого зала.
Когда-нибудь все эти удовольствия будут доступны с помощью «цифровых ящичков». Уж тогда-то я оттянусь, сидя с комфортом в собственной студии! Но пока что я с замиранием сердца слежу за каждым шагом производителей, приближающим нас к акустическому совершенству.
Цифровые чудеса
Разработанная фирмой t.c. electronic технология VSS (Virtual Space Simulator имитация виртуального пространства) стала значительным шагом вперед и воплотилась в М3000 цифровом процессоре эффектов. М3000 помимо новых возможностей предлагает также традиционные эффекты реверберации «от t.c. electronic», которые мы все знаем и любим, плюс стандартные студийные эффекты, как временные, так и динамические. Впрочем, я бы не назвал М3000 прибором мультиэффектов. Слишком много я видел таких, что были непомерно сложны для настройки более глубокой, чем уровень готовых фабричных пресетов. Разработчики t.c. electronic настолько тщательно продумали метод управления М3000, что, даже не имея руководства, можно полностью использовать практически все его обширные возможности.
Основой управления М3000 служат две так называемые «машины» («Engine»), которые можно представить, как независимые ресурсы обработки. Сигналы могут быть пропущены через «машины» самыми разнообразными способами (см. рис. 1). Пожалуй, самым знакомым окажется простой последовательный режим, когда сигнал с выхода «машины 1» поступает на вход «машины 2» и затем на звуковой выход прибора. Попробуем отключить «машину 2» и посмотреть, на что способна одна «машина».
Как и во многих сходных приборах, все начинается с выбора пресета. Лично меня бы порадовал мгновенный доступ к исходным программам для всех алгоритмов, из которых я мог бы создавать свои собственные звуки, углубляясь при необходимости на более глубокий уровень программирования. Впрочем, немного приборов предоставляют такую возможность, так что не подумайте, будто я жалуюсь. Поскольку алгоритм построения эффектов VSS новейшая и лучшая технология t.c. electronic, непросто отыскать пресеты, в которых он не используется. Но, как мы увидим позже, есть и такие. Пресет №1 называется «Большой Теплый Холл» (Large Warm Hall), и это одновременно и демонстрация качества VSS-алгоритма и прекрасный эффект реверберации для различных областей применения. Редактировать пресеты очень удобно даже в «экспертном» режиме (EXPERT), не говоря уж о «легком»(EASY), параметры выбираются соответствующими кнопками и курсором. Давайте до поры до времени не будем экспертами. Основные параметры редактирования построенной по алгоритму VSS реверберации следующие: уровень ранних отражений (Early Reflection level), спад (Decay), уровень реверберации (Reverb level), микширование (Mix), уровень выхода (Output level), задержка реверберации (Reverb delay), предварительная задержка (Pre-delay) и окраска верхних частот (Hi Colour).