Технология VSS фирмы t.c. electronic. Кажется, сконструировать прибор цифровой реверберации достаточно просто во всяком случае, для специалиста по цифровой обработке сигнала. И начиная с 80-х годов, когда цифровые ревербераторы получили всеобщее распространение, результаты этой «простоты» всегда были явно слышимы.
Среди симптомов этой болезни эффект Roland Space Echo, когда цифровой ревербератор создавал массу задержек, как многоголовочные ленточные устройства в далеком прошлом, разве что число задержек гораздо больше и лента не изнашивается. А возьмите эффект «разбухания» (swelling) и металлическое звучание «хвоста» ранних алгоритмов, разработанных Schroeder!
Попытки создать цифровой ревербератор, точно имитирующий реальное акустическое окружение, были близки к успеху, но полного эффекта «естественности» так никто и не добился. Некоторые производители вообще придерживаются точки зрения, что реалистичная реверберация не так уж и необходима. В конце концов, если вам в самом деле нужна естественная реверберация, то лучше всего записываться в подвале, в ванной, или вообще перенести все оборудование в зал с хорошей акустикой. Механические устройства, такие как листовые и пружинные ревербераторы, тоже заняли свое место в истории. (Интересно, что на Западе в последнее время цены на подержанные листовые ревербераторы поползли вверх). Но по-настоящему естественно звучащей реверберации пока только пытаются достичь некоторые производители. Среди них датская компания t.c. electronic, чья новая VSS-технология стремится воспроизвести абсолютно естественную реверберацию и способна (в случае необходимости) на этой основе создавать «грязные» звуки, которые так по сердцу некоторым продюсерам.
История VSS-технологии началась с предпосылки, что t.c. electronic должна стать компанией номер один в области реверберации. Всем известно, кто лидирует в этой области в настоящий момент, поэтому решение поставленной задачи не обещало быть простым. Рассматривалось два возможных подхода: первый изучить изделия конкурента и улучшить их показатели; второй начать с нуля, установив, какой должна быть идеальная система искусственной реверберации, и затем воплотить эту систему на практике. Был выбран второй подход.
В начале проекта было решено, что это будет исключительно вопрос исследования процесса реверберации и развития соответствующих алгоритмов независимо от того, удастся ли разработать соответствующее аппаратное обеспечение с достаточными ресурсами обработки сигнала, чтобы перейти к серийному выпуску прибора. Если бы ограничения по «железу» были бы установлены с самого начала, результат неизбежно оказался бы далеким от идеала, особенно учитывая быстрое развитие микропроцессорной технологии. Развитие аппаратного обеспечения шло параллельно проекту VSS, и все преимущества VSS-технологии воплотились в приборах М3000 и М5000. При разработки концепции VSS были установлены следующие фундаментальные принципы: новая технология должна быть полезна в практическом применении, ее алгоритмы должны быть очень гибкими и обеспечивать детализованные ранние отражения и безупречный «хвост» реверберации.
Согласно сообщениям t.c. electronic, уже воплощенная в приборах, VSS обеспечивает «настоящий» реализм и позволяет имитировать любую акустику, например, точные ранние отражения, имитирующие все существенные параметры пространства реального помещения. VSS делает пространственную картину широкой, а звучание естественным, в нем отсутствует эффект «границы реверберации» (wall of reverberation). При этом по высоте тона реверберация 100-процентно точно соответсвует обрабатываемому сигналу. Привнесенная модуляция отсутствует полностью, но если требуется синтезировать модуляцию в «хвосте» реверберации, предусмотрена функция нуль-модуляции (zero modulation).