Мы не так богаты, чтобы покупать дешевые вещи. Работа устройств преобразования электрических колебаний в звуковые, или, по-другому, громкоговорителей, у всех «на слуху». В составе комплексов звукоусиления они служат практически повсеместно, и зачастую от их качественных показателей зависит оставшееся у публики впечатление от прослушивания музыкальных произведений любых жанров на любых сценических площадках — концертных, театральных или клубных. Чтобы успешно выполнять соответствующие задачи, система звукоусиления должна обеспечивать заданный уровень звукового давления при минимальной неравномерности рабочего частотного диапазона, вносить минимум разного рода искажений в оригинальное звучание и обладать высокой надежностью в сочетании с простотой установки и настройки (желательно автоматизированной).
Еще лет 30 назад, когда «котелок» был общий, неизжитый в нашей стране «рудимент капитализма» — конкуренция — в области звуковых систем сводилась к закулисному соревнованию между директорами музыкальных коллективов, концертных залов, театров за комплекты оборудования. «В борьбе за это» некоторым доставались буржуйские «Dynacord» или «Peavey», неплохой добычей считались демократовские «Vermona», «Tesla» или «Beag», ну, а уделом большинства были отечественные «Родина», «Кинап», «Солист» и другие «шедевры». К сожалению, ни первые, ни вторые, ни третьи нисколько не способствовали формированию вкуса к хорошему звучанию ни у исполнителей, ни у публики. Зато отвечали принципу «дешево и сердито», единственному, которым руководствовались закупочные организации и который целиком и полностью вписывался в диалектику марксизма-ленинизма.
«Оковы пали», но за годы перестройки положение в этой области не улучшилось. Типичными для молодой российской музыкальной индустрии стали методы подбора и согласования компонентов оборудования «на глазок» и технико-экономические обоснования, составленные по данным «с потолка».
В нашем теперешнем положении такие методы просто недопустимы. Мы уже не так богаты, чтобы покупать дешевые вещи. Поневоле начавшие внимательнее считать деньги соотечественники обнаружили, что эта поговорка, приписываемая чопорным британцам, в свете разразившегося экономического кризиса стала родной и для нас, россиян.
Человек практичный (Homo Practicus), прежде чем вытаскивать кошелек, прикинет (по русскому обычаю — семь раз) что к чему. Этот «прикид» на профессиональном языке называется маркетинговым исследованием, и его результатом должна стать оценка реальной рентабельности инвестиций. На предварительной стадии составляются конкурентные листы, в которых учитываются требования заказчика к массе и габаритам портала, звуковому давлению акустической системы, стоимости подвеса и коммутации. В конце концов, на основе скрупулезных, порой многодневных и головоломных подсчетов принимается решение о покупке. К сожалению, сегодня на такой подход расчитывать не приходится, в основном потому, что соответсвующих специалистов можно перечесть по-пальцам (без обид, коллеги!) и раскиданы они по всему миру. В самом деле, не будешь же по каждому поводу вызывать Энди Монро из Лондона!
Казалось бы, ситуация безвыходная, и мы до скончания века (если бы только XX-го!) вынуждены будем слушать плохой звук, а инвесторы и публика — оплачивать ошибки изготовителей, из года в год тиражирующих просчеты в конструкции или выборе комплектующих, и лиц, ответственных за выбор конкретных моделей дешевого импортного оборудования.
Но здравый смысл подсказывает, что альтернатива есть. На самом деле, из общедоступных источников можно почерпнуть всю информацию, необходимую для принятия правильных самостоятельных решений и достаточную для того, чтобы справиться с известными проблемами звукоусилительных комплексов.
В таблице 1 приведены некоторые параметры современных моделей акустических систем, способных обеспечить уровень звукового давления 130-135 дБ SPL и отличающихся особенно высокими надежностью и качеством звучания.